Пролетарии украинской моды объединились

В Киеве состоялась Неделя моды, снявшая конфликт интересов отечественных дизайнеров

Страна обзавелась собственной Неделей моды. "Сезоны Моды" и "Киевский Подиум" заключили "пакт о ненападении" и объединились в новую структуру. Теперь украинским дизайнерам нет необходимости отвечать на вопрос "кого ты любишь больше - маму или папу?" и делать выбор между двумя равнозначными фешн-событиями. Ведь в каждой уважающей себя стране существует всего одна официальная Неделя моды. Отойти от этого стандарта позволили себе только Украина и Россия, у которых дух противоречия, по-видимому, заложен генетически. При этом количество "модных" конкурсов отнюдь не свидетельствовало о количестве талантов, а служило для удовлетворения амбиций организаторов и было способом отмывания спонсорских денег. Из-за обилия однотипных мероприятий дизайнерам приходилось выбирать, где именно выставлять свои коллекции. Ну не смотреть же, в самом деле, на одни и те же вещи несколько вечеров подряд. Чтобы избежать повторов, некоторые организаторы запрещали "своим" дизайнерам демонстрироваться у конкурентов и даже требовали подписать соответствующие бумаги.

В итоге масштабы одних акций (где проходили показы именитых мастеров) ощутимо выросли, рейтинг же других заметно снизился. Чтобы не исчезнуть вовсе, последние начали приглашать заграничных участников, возвращая себе тем самым утерянные баллы и… окончательно запутывая самих себя, дизайнеров и прочих участников модной индустрии. В погоне за престижем организаторы многочисленных "недель" утратили то главное, ради чего все и задумывалось - содействие развитию национальной моды и ее продвижение на мировой рынок. "В России творится такой кавардак, что невозможно определить, какое мероприятие служит развитию моды, а какое только громко кричит об этом. Устроители уже давно между собой перессорились, а дизайнеры вынуждены прокладывать путь на запад собственными силами", - сделала вывод Ирина Данилевская (бывшая глава оргкомитета "Сезонов Моды", а ныне глава Ukrainian Fashion Week). Вооружившись благими намерениями, Ирина Данилевская вместе с Александром Соколовским (бывший руководитель оргкомитета "Киевского Подиума") решили не дать зачахнуть украинской моде. К чему привели их объединенные усилия - можно было увидеть на прошедшей Неделе украинской моды. По словам соучредителя UFW Александра Соколовского, командам обоих модных мероприятий пришлось наступить на горло собственной песне и спрятать личные амбиции подальше. "В процессе организации официальной Недели моды не раз возникали споры и дискуссии, но, как люди благоразумные, мы все улаживали мирным путем, поэтому на результате наши конфликты никак не отразились". Как долго смогут сосуществовать два лидера, и станет ли национальная Неделя украинской моды явлением постоянным - покажет время. Однако то, что организаторы попытались найти пути примирения, уже само по себе похвально.

Как это было

Философское изречение гласит: ничто не стоит на месте, происходит либо деградация, либо развитие. Об украинской моде однозначно можно сказать, что она развивается. Причем ускоренными темпами. Перенимая опыт у своих заокеанских коллег, украинские модельеры создают именные парфюмы, участвуют в проектах других известных людей и разрабатывают коллекции одежды для уик-эндов. Виктор Анисимов успел подготовить наряды и для своего показа, и для недавно образовавшейся торговой марки WAWA, креативным директором которой он теперь является. В преддверии чемпионата мира по футболу коллекция Ukrainian National Team имела оглушительный успех у зрителей, тем более что в разработке одежды и обуви участвовали не только Анисимов, а и известная ресторатор Маргарита Сичкарь, художница Евгения Гапчинская и дизайнер обуви Игорь Сенин. Спортивно-гламурную коллекцию демонстрировали знаменитости, а рекламными лицами марки стали Лилия Подкопаева и Владислав Ващук, которые уверяли, что для них национальная идея - не просто пустой звук. Вся одежда из коллекции была пропитана духом коллективизма и бесшабашного детства. Заплатки на джинсах, куча приколотых к груди значков, большие накладные карманы для хранения всякого нужного хлама и трогательные юбочки в складку напоминали о тех далеких днях, когда казалось, что дворовая дружба будет длиться вечно, а игры в футбол и дочки-матери не закончатся никогда. Для группы поддержки были разработаны трикотажные водолазки розового цвета с принтами на спине "Команда нашего двора" и подписью Гапчинской. Так что футбольные болельщики теперь могут являться на стадионы в униформе и гонять мяч в фирменных кроссовках WAWA за $500.

"Сезоны Моды" и "Киевский Подиум" заключили "пакт о ненападении" и объединились в новую структуру

На минувшей неделе выяснилось, что Украина имеет не только национальный гимн, флаг и символику, но еще и собственный запах. Первый украинский парфюм разработала и презентовала львовский дизайнер Оксана Караванская. По признанию самого автора, она терпеть не может сладких запахов и "ничего не выражающих" ароматов "унисекс", поэтому свои собственные духи решила наполнить "аутентичными нотами". Чистота озона и ягодных ароматов, аккорды зеленых трав и запах елей, едва уловимые нотки кедра и цитрусовых - все это Караванская упаковала пока что в небольшие пробники. На вопрос, когда же можно будет увидеть законченный продукт, начинающий парфюмер ответила, что сейчас размышляет над дизайном флакона, от которого будет зависеть цена духов. Но то, что продукт будет не из дешевых, понятно уже сейчас. Запах составляли на одном из парфюмерных заводов Франции под чутким руководством дизайнера (по словам автора, в Украине не нашлось достойных исполнителей ее заказа) и стеклянную оболочку, скорей всего, создадут там же. На показе автор презентовала миниатюрные флакончики с духами зрителям первого ряда и парочке журналистов, так что пока благоухать Украиной смогут только VIP-персоны и самые проворные акулы пера.

Следуя примеру известной марки MAXMARA, Лилия Пустовит решила запустить, помимо основной, еще и линию одежды для уик-эндов. "Коллекция Poustovit weekend предназначена для жителей городов, которым редко удается вырваться на природу", - прокомментировала свой показ дизайнер. "Уик-энд в моем мире - это поход в театр, ресторан или кино". Наряды из коллекции отличались от привычной стилистики Пустовит. Множество шелковых платьев с трикотажными вставками, кружевом, великолепные пальто из блестящей органзы для прохладного весеннего вечера, пластичные безрукавки с капюшонами и объемные юбки - все это очень напоминает Пустовит несколько лет назад, когда она впервые принимала участие в "Сезонах моды". Однако самоповтор вполне оправдан, считает дизайнер. По ее мнению, жизнь циклична, все развивается по спирали, а значит, повторения неизбежны. С этим трудно поспорить, тем более что коллекция не была точной копией уже существующей, а лишь слегка напоминала о былых "трудовых подвигах". Пустовит на сегодняшний день является самым продаваемым украинским дизайнером. Ее одежда размещается в семи магазинах, два из которых находятся за границей, поэтому запуск второй линии нарядов был, судя по всему, просчитанным и выверенным ходом. Украинцев в мире моды становится больше.

О чем они думали

Неделя моды продемонстрировала, что украинские дизайнеры любят читать, систематически штудируют историю мирового искусства и интересуются тенденциями современной архитектуры. Что незамедлительно находит воплощение в их творчестве. Если раньше большинство авторов коллекций в качестве источника вдохновения называли экзотические (и не очень) страны, то теперь, накатавшись вволю, они наперебой цитируют историю и даже теорию искусств.

Участница Недели моды солистка российской группы "Гости из будущего" Ева Польна, перекочевав из певиц в дизайнеры, создала ироническую мужскую коллекцию Bodyboy. Брючки, едва державшиеся на причинном месте, были украшены для пущего эффекта в том самом месте красными лоскутками, головы "русских молодцев" венчали рожки из волос, а голые загорелые торсы драпировались в пиджаки с изображением розовых пуделей. Как считает певица-дизайнер, "мода - это одна из самых захватывающих и безопасных игр, в которую играют люди", а натолкнуло ее на эту мысль произведение Эрика Берна "Игры, в которые играют люди".

Андре Тан, налетавшись по парижам и лондонам, наконец осел в Киеве и взялся за штудирование литературы. Его новая коллекция посвящена девушкам, которые знают, "как пройти в библиотеку". На головах моделей - шляпки с разнокалиберными книжками, а в качестве закладок Тан приспособил веревки с крестиками по аналогии с закладками в Священном Писании. Оксану Караванскую настолько потрясло произведение Юрия Андруховича "Двенадцать обручей", что она посвятила книге всю свою коллекцию, а в качестве эпиграфа к началу показа взяла несколько строк из текста.

Александр Гапчук, являющийся поклонником Ван Гога, посвятил коллекцию ему. Подиум украсили золочеными рамами, сквозь которые проходили модели с подсолнухами и ирисами в руках. А на пресс-конференции автор признался, что еще большую любовь к этому художнику разожгла недавно купленная на Петровке книга с письмами художника к брату. "Некоторые моменты из этой книги оказались мне настолько близки, что желание сделать коллекцию по мотивам его живописи не давало мне покоя, пока я его не воплотил". А вот Татьяна Иващенко помешана на музыке. Слушая классические романсы, она представляет те или иные наряды, которые потом с легкостью изобретает в своем ателье. Грузинский гость Автандил Цквитинидзе поведал журналистам, что последнюю коллекцию он создал под влиянием родного Тбилиси. "Архитектура этого города не перестает меня завораживать и дарит все новые и новые идеи", - прокомментировал мастер. Чем вдохновятся дизайнеры в следующий раз - не знают даже они сами, ведь, по словам Ирины Каравай, идеи носятся в воздухе, и только от модельера зависит, какую из них подхватить.

© ІАЦ "ЛІГА", ЛІГАБізнесІнформ, 2006
При цитировании или ином использовании материалов, опубликованных в настоящем издании, ссылка на "СЕЙЧАС" обязательна.
Полное или частичное воспроизведение или тиражирование любым способом материалов настоящего издания допускается только с письменного разрешения Редакции.